ВВМУРЭ им. А.С.Попова. Санкт-Петербург. 1-й факультет. Сайт выпускников 1987 года.
 
Навигация
Поиск
Рассылка



Отписаться
Статистика
Статьи

Потери

Автор: А. Гусак
Добавлено: 2006-09-12 12:20:50

статья без поправок, как раньше размещал ее на "Биглере". Хочется сказать только одно НО. Это не рассказ о слабости нашего однокашника, а попытка задуматься на одном примере, что происходит в системе воспитания. Буду очень рад откликам, и особенно тех, кто сейчас работает с военной молодежью.

 

 

Я начинаю свой самый длинный рассказ. Самый длинный, потому что обдумывал его уже много лет и до сих пор не знаю, как к этому подступиться и с чего начать. Рассказанная мной история – правда, поэтому подлинные имена ребят я скрыл.

 

Курсом старше нас в таком же рэбовском классе ВВМУРЭ учился веселый улыбчивый парень Алексей, из тех ребят, кому все дается легко, и они играючи идут по школьной и курсантской жизни. О таких говорят – умник, и улыбаются. Его улыбка и добросердечие были настолько искренни, что его товарищи платили ему ответной приветливостью и дружбой, а знакомые девушки – обожанием. Казалось, он был талантлив во всем, за что брался. Наибольшим невезением, о котором мы знали о нем, было то, что он окончил нашу Поповку не с золотой медалью, к которой тянулся, а с красным дипломом. Но что сделано – то сделано, и по праву лучших Леха естественно выбрал то, что считалось у нас, рэбовцев, лучшим – Камчатку, полк.

А дальше началась иная жизнь, жизнь командира взвода. А когда у тебя в хозяйстве десяток машин и двадцать пять матросов, удача и успех не всегда бывают с тобой рядом. Случается, что они уходят. И вот уже твой бывший одноклассник – середнячок вдруг становится над тобой командиром роты, а бывшего курсанта младшего курса, а теперь такого же лейтенанта, как ты, ставят тебе в пример. Лешка квартировал вместе с Юрой, моим одноклассником, поэтому я и знаю эту историю.

Однажды Юрий пришел домой со службы чуть позже обычного. Открыл дверь, включил свет. Кровь на стене. На полу. На кухне на столе окровавленный нож. Обратно по кровавому следу в ванную. В ванне с водой и кровью пополам с перерезанными венами лежал Лешка. Ведь он был отличник и знал что делать, чтобы кровь не свернулась.

 

Почему?

 

- Да разве можно найти ответ на этот вопрос?!

- Смотря как отвечать.

 

У Киплинга есть рассказ под названием «Отброшенный», где он пишет английском лейтенанте и причиной описываемой им трагедии считает оранжерейные условия воспитания. Сейчас процитирую: «А потом его вызвал полковник и строго отчитал его. И мальчик решил, что его жизнь кончена. А это был всего-навсего обыкновенный полковничий разнос».

Я бы по-другому сказал, потому что сам был на грани. Но я от кого-то слышал, что такой уход не прощает Бог. Была ли вера в Бога у молодого коммуниста, но это меня остановило. Я сказал бы так: земля уходит из-под ног, стоять не на чем, поэтому и хочется уйти.

Ну вот на чем стоит молодой офицер? На любви к своему делу и на вере, что это дело нужно для Родины. На крепкой испытанной дружбе. На любви женщины, на семье, если есть. Но случается, что это все пропадает, и вот тогда стоять – не на чем. И когда спустя годы я прочел в одном из псалмов Давида (Библия, книга Псалтирь): «Ты вывел меня из болота и поставил ноги мои на камень», - я доподлинно знал, что это сказано про меня.

Мне не хотелось бы пускаться в религиозную проповедь или говорить вам, друзья, о пользе веры в Бога. Нет, хотя здесь это было бы и уместно. Но я помню свое военное воспитание, помню, на чем воспитывали нас. Какими мы тогда были… Грудь распирало! Но если тебя воспитывают на правде, от этого не распирает грудь. От правды вообще никого не распирает, кроме ее тайных хранителей. Значит распирало – от мифов.

Например, от мифа несокрушимого и легендарного советского военно-морского флота. Погодите, не бейте, друзья! Я помню и чту наших героев. Но ДЕВЯТЬ человек было расстреляно за время войны, которые занимали только одну должность – начальник оперативного управления Главного Штаба ВМФ. Девять из одиннадцати ее занимавших во время войны. Откуда я взял это? Из управления кадров Флота. Мы считаем, что знаем историю. Бывает, что можно узнать и правду о ней. Например – рассказ Виктора Астафьева «Многообразие войны». Но не о примерах я.

Бывают книги – вехи. На них оглядываешься на жизненном пути, как на ориентиры. Для меня одной из таких вех стала критикуемая профессионалами-историками «История русской армии» Антона Антоновича Керсновского. Жаль, что я не прочел ее в свои четырнадцать лет. Не знаю, «соблазнился» бы я после нее «на ленточки эти и на якоря», скорее да, но были бы силы службу не оставить, а продолжать. Да, правда может оттолкнуть колеблющегося, нетвердого в своем пути человека, но зато твердого она сделает сильнее.

И сегодня я не без тревоги смотрю на тех мальчиков, которые заступают на этот путь после нас, особенно на умножившиеся до трехзначного количества кадетские корпуса. Это здорово – столько ребят с желанием и потребностью сердца служить. Но на чем воспитывают их? На правде? Или на новых мифах? А если опять – на мифах? Знают ли эти мальчики, что они выбирают путь славный и честолюбивый, но бедный (что сегодня наверное особенно больно)? Ведь когда-то кадетские корпуса, как позже и институты благородных девиц, были задуманы с тем, чтобы государство взяло на себя расходы по воспитанию офицерских детей. Офицер сам это сделать был не в состоянии (ни в какой период русской истории) – и царь это однажды признал. Помним мы об этом? Чаще на памяти вертятся столичные проказы гвардейцев из знатных родов. Но это только один миф. А сколько их?

Помню ставший известным в СМИ случай в середине 90-х: офицер пришел вечером из патруля домой, и жена подала ему на ужин стакан чая. Это все, что было дома из еды для них и ребенка. Мужик пустил себе пулю в лоб.

В 2001 году свели счеты с жизнью 50 офицеров и 34 прапорщика. В 2002 – 40 прапорщиков и 61 офицер. (НВО №18 (333) от 30.05.2003) Основными причинами названы психическая дезадаптация и семейные неурядицы. У меня есть лучик надежды, что с приходом военных священников эти страшные цифры станут меньше, что эти люди станут не парадными попами рядом с командирами частей и замполитами, а утешителями, поводырями ко Христу, какими они и должны быть. Ну хоть некоторые станут.

 

Мне хотелось бы придти с этим своим рассказом про Лешку в ставший мне когда-то родным 21-й класс второй роты Нахимовского училища (да или в любой какой-нибудь класс) и попробовать вместе с ребятами найти ответ на это Почему?, и как сделать, чтобы это никогда не произошло ни с одним из них.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Facebook Опубликовать в LiveJournal Tweet This


Оглавление   |  На верх

Оглавление        Вернуться к Статье

Left
Right
Тема страницы:

Потери: Воспоминания выпускников

Статьи
Воспоминания выпускников
Вход
Логин:

Пароль:


Запомнить меня
Вам нужно Авторизоваться.
Забыли Пароль?
Регистрация
Книга Памяти
Электронная Книга Памяти украины
На Сайте
Гостей: 0
Пользователей: 0