ВВМУРЭ им. А.С.Попова. Санкт-Петербург. 1-й факультет. Сайт выпускников 1987 года.
 
Навигация
Поиск
Рассылка



Отписаться
Статистика
Статьи

Моделирование в 500-м масштабе

Автор: Игорь Белоконь
Источник: из личного опыта
Добавлено: 2006-11-30 00:36:00

Вместо вступления

       Однажды, в далеком детстве, в книжном магазине, мне на глаза попалась книга «Флот на ладони», в которой рассказывалось о постройке моделей кораблей в масштабе 1:500. Естественно, я её купил, прочел от корки до корки, но до постройки моделей руки как-то не дошли. Потом военно-морское училище, служба, семья… В общем, спустя много лет, я снова среди своих книг, нашел этот раритет, пролистал и понял, что именно теперь пришло время заняться моделями. Почему именно этот масштаб? Я делал модели разных масштабов, но…Очевидным и самым большим плюсом является то, что уже через пару-тройку часов работы, можно реально увидеть плоды своих трудов. Следующее достоинство – доступность материалов (и при этом, недорогих). Ну и, конечно, небольшие размеры готовых моделей, позволяют на небольшой площади создать целый флот, а одинаковая масштабность всех моделей – увидеть, на сколько, например, морской охотник (МО-4) меньше крейсера или эсминца. А окраска корабля (очень важный элемент), может показать, как он выглядел в определенный период службы. И так, достоинства очевидны, есть смысл перейти к практическим действиям. Я хочу поделиться советами по изготовлению моделей исходя из своего немалого опыта.

Корпус

     После того, как моделист определился в выборе модели того или иного корабля, будет необходим чертеж общего вида и рабочие чертежи. (Очень неплохо иметь хорошую фотографию выбранного корабля.). Небольшое пояснение: масштаб 1:500 позволяет сильно упрощать чертежи корабля, делать их более стилизованными, что значительно облегчает процесс их изготовления. К тому же, модели в этом масштабе, как правило, делаются по ватерлинию - без подводной части. Поэтому, на миллиметровке вычерчиваем вид сбоку, вид сверху, и при необходимости, вид с носа и с кормы только по ватерлинию. Обычной школьной готовальни, офицерской линейки и треугольника вполне достаточно. Как это делается - пояснять не буду, в любой книге по моделизму весь процесс описан досконально.

        После подготовки чертежей, приступаем к переносу силуэта на материал корпуса. Многие мои знакомые моделисты делают корпус, по традиции, из деревянных дощечек, набранных в «пакет», т.е. склеенных между собой и высушенных под грузом. Я пробовал для изготовления корпуса использовать и другие материалы. В итоге остановился на желтом пенопласте (в народе именуемом «рыбачьим»). Он очень легкий, великолепно обрабатывается, и при желании, можно даже делать плавающую модель. Чертеж вида сверху переносим на пенопласт через копирку или кальку (только контур обводов корпуса).Лобзиком выпиливаем силуэт, максимально близко к вычерченной линии. Очень важно, что бы лобзик не «гулял» вправо-влево, иначе можно испортить будущий корпус. После того как корпус модели выпилен, начинаем обработку его наждачной бумагой (сначала крупнозернистой, затем мелкой), периодически проверяя корпусные изгибы и развал бортов шпангоутными шаблонами. Точно также корпусу придается «седловатость» (в зависимости от модели). Обработка форштевня требует особенного внимания, т. к. пенопласт при утоньшении можно повредить. Я, после подгонки, проклеиваю форштевень клеем ПВА. По окончании обработки наждачной бумагой, наклеивается (клей ПВА) палуба, вырезанная из тонкого картона (например, от сигаретного блока).Даем клею высохнуть и приступаем к шпаклеванию корпуса. Я использую мебельную пастообразную шпатлевку «Тиккурилла», которая легко обрабатывается после высыхания мелкой «шкуркой».Зачищаем неровности, и получаем готовую болванку корпуса, на которую в дальнейшем будем крепить надстройки, орудия и т.д.

В качестве пояснения к вышеизложенному, привожу рисунки из книги «Флот на ладони».

Надстройки

После завершения работы с болванкой корпуса переходим к изготовлению надстроек. Используем ту же технологию. Помните: пенопласт очень хрупкий материал и подвержен разрушению при окраске! Но об этом позже. В работе с надстройками вам необходимо все время пользоваться чертежами – неверный перенос форм на материал сильно портит внешний вид модели. В этом масштабе искажения очень заметны!

Рабочий чертеж базового тральщика

Вырезав заготовку надстройки аккуратно обработаем её мелкой «шкуркой» и прошпаклюем. Теперь необходимо оснастить надстройку мостиками, прожекторными площадками и т.д., в соответствии с чертежами выбранной модели. Для этого придется вспомнить уроки труда начальной школы, а именно, изготовление выкроек. Вычертим на картоне (от сигаретного блока),в заданном масштабе, раскройку мостика с релингами. Вырезаем и по линиям сгиба проведем обратной стороной ножа (продавливаем, но не отрезаем!),сгибаем и склеиваем (клей ПВА).Пользуясь клеем ПВА помните, что он должен наноситься ровным слоем, т.к. при высыхании он может образовать ненужные неровности. После высыхания, готовый мостик приклеиваем на надстройку.

Фото 1.Мостик эскортного миноносца

Вообще, при постройке модели в 500-м масштабе, я использую любые предметы находящиеся под рукой. Например, дымовые трубы можно сделать из корпусов авторучек, фломастеров подходящего диаметра. Надфилем отпилим необходимую высоту, придадим необходимый угол наклона и приклеим – готово! Из кусочков стержней для гелиевых ручек, разрезанных пополам, делаем многочисленные башенки для надстройки  модели японского тяжелого крейсера, и т.д. Полёт фантазии безграничен! Творите!

Фото 2.Надстройки тяжелого крейсера «Фурутака»

Мачты

Закончив работу с надстройками, трубами и мостиками переходим к рангоуту. Я использую для изготовления мачт обычные деревянные зубочистки или палочки для шашлыка (продаются в любом прод.магазине).Очень аккуратно, строго под заданным углом, тонким шилом прокалываем место установки мачты на палубе или на надстройке. Вставляем мачту, подгоняем по высоте, делаем метку и вынимаем что бы оснастить её реями, «вороньими гнездами» и т.д. Реи делаем тоньше, чем мачты и приклеим к мачте. Для более жесткого крепления нужно сделать два надпила на рее и на мачте. Если на модели стоит треногая мачта, то к основному мачтовому стволу под одинаковым наклоном приклеиваем две «ноги», а для жесткости сверху основного ствола крепим на клею небольшой кругляшок из картона – стилизованный салинг. Готовую мачту, откладываем в сторону.

Фото 3.Кормовая часть авианосца «Рюдзё» и крейсера «Фурутака»

Вооружение и спасательные средства

Орудия главного калибра делаем следующим: из проволоки подходящего диаметра делаем ствол пушки. Острым ножом надрезаем изоляцию и «стягиваем» ненужную часть. Оставшуюся часть изоляции сдвигаем чуть вперед, имитируя казенник пушки.Башню делаем из картона (по выкройке). Делаем отверстие для ствола, и приклеим маленькую «подушку», для придания стволу орудия эффектного угла. Склеиваем башню (по аналогии с мостиком), вставляем ствол, капелька клея на «подушку» - орудие готово!

Фото 4.Носовые орудия английского эсминца

Торпедные аппараты делаем из тех же зубочисток. Обрежем по нужной длине, отсечем острые кончики и приклеем к кусочку картона. Кожух торпедного поста я делал из обрезка ручки одноразового бритвенного станка «Big» (см. Фото 3.).Вооружив нашу модель необходимо заняться спасательными средствами. Для изготовления шлюпок великолепным материалом являются дощечки от «банановых» ящиков. Лобзиком нарезаем кусочки необходимой длины, острым ножом расщепляем по ширине шлюпок и напильником придаем заготовке форму шлюпки. Обработаем «шкуркой» и отложим в сторону.

Фото 5.Шлюпка и барказ на крейсере «Фурутака»

В изготовлении других предметов корабельного оборудования поможет следующий рисунок:

Когда все предметы изготовлены приступаем к сборке модели: устанавливаем мачты, клеим на свои места орудия, торпедные аппараты и прочее…Модель собрана. Осталось самое главное – окраска, т.к. именно она придает модели неповторимый эффект реализма.Напомню: перед окраской убедитесь, что пенопласт нигде не проглядывает из-под шпаклевки! Если все же кое-где остались «прогалины» - просто нанесите на эти места слой клея ПВА, это защитит деталь от разрушения краской.

Фото 10.Лидер «Ташкент», МО-4 и эсминец «Живучий» (СССР)

Окраска

Окраску модели можно делать двумя способами:1-й для начинающих, когда окраска каждой детали модели производится до сборки, 2-й для более опытных моделистов – окраска полностью собранной модели.
Перед окраской основными цветами, я полностью покрываю модель грунтовой краской. Обратите внимание: использовать можно любые краски и нитро и масляные. Однако нужно помнить – нельзя наносить нитро краску на масляную, наоборот – пожалуйста!
Я пользуюсь обычными недорогими красками на пентафталевой основе. После высыхания «грунтовки»,наносим схему камуфляжа на корпус и надстройки модели карандашом, очень легко, не оставляя бороздок. Краски камуфляжа наносим от самых светлых тонов к самым темным, иначе после высыхания появятся «разводы». Каждый цвет должен хорошо просохнуть и только после этого переходите к следующему! Черный цвет наносится в последнюю очередь. И не бойтесь блеска – через пару недель, когда масло из краски испарится, модель примет реальный цвет – слегка матовый. По окончании окраски остается придать модели вид настоящего корабля: потеки ржавчины около якорных клюзов, следы задымленности на трубах и т.д.С появлением некоторого опыта, это станет совсем несложно сделать.
Итак, модель окрашена, осталось протянуть такелаж и сделать флаги. Для такелажа я пользуюсь тонкой (в волос) проволокой, которая легко вяжется в узелки и не так сильно пылится как нитки. Пользуясь пинцетом, это совсем не сложно! Флагштоки можно делать из скоб для степлера, предварительно разогнув и выпрямив их, либо из булавок. Флаги я делаю из тонкой бумаги (вполне годится ксероксная),правую и левую стороны. Склеиваю их между собой и пока клей не просох, придаю им форму вьющихся по ветру.
Вот и все. Предлагаю фотографии некоторых своих моделей, смотрите, учитесь и счастливого «плавания» вашим моделям!
      Игорь Белоконь.

Фото 6.Английский крейсер «Аретуза»

Фото 7.Броненосный крейсер «Шарнхорст» (Германия) и Эсминец «Володарский» (СССР)

Фото 8.Эсминец «Юнаги» (Япония)

Фото 9.Эсминец «Фридрих Инн» и подводная лодка U-9 (Германия)

Фото 10.Английские эсминцы и польский «Краковяк»


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Facebook Опубликовать в LiveJournal Tweet This


Оглавление   |  На верх

Оглавление        Вернуться к Статье

Left
Right
Тема страницы:

Моделирование в 500-м масштабе: Клуб по интересам. Моделирование

Статьи
Клуб по интересам. Моделирование
Вход
Логин:

Пароль:


Запомнить меня
Вам нужно Авторизоваться.
Забыли Пароль?
Регистрация
Книга Памяти
Электронная Книга Памяти украины
На Сайте
Гостей: 5
Пользователей: 0


бурение скважин на воду московская область цена