ВВМУРЭ им. А.С.Попова. Санкт-Петербург. 1-й факультет. Сайт выпускников 1987 года.
 
Навигация
Поиск
Рассылка



Отписаться
Статистика
Статьи

«Царь» Лунгина – исторический пасквиль !?

Автор: отзывы о фильме из Рунета
Источник: www.megacritic.ru
Добавлено: 2009-11-11 22:41:59

«Царь» Лунгина – исторический пасквиль !?

Вчера посмотрели с супругой фильм "Царь" Лунгина, который оставил противоречивое впечатление. С одной стороны добротный фильм с хорошей игрой актеров, с другой - историческая очерниловка Великого Правителя и самой Православной Руси. Царя - Патриота, царя - Воина, царя - Служителя своему народу и Защитника Православной церкви, царя - Дипломата и царя - Любящего семьянина и отца. Самого оклеветанного Царя на Руси (еще при его жизни) его многочисленными врагами - неудачниками. А тиражируемая талантливая ложь - вдвойне опасна! Фильм вместо гордости за свою страну вызывает чувство брезгливости и вины.

Даже люди не интересующиеся историей России, каковых по отзывам о фильме - оказалось много, должны из учебника истории знать факты о том, что Иван Васильевич правил порядка 50 лет, возродил сильное государство, в несколько раз увеличил его территорию и население, подавил феодальную раздробленность и очаги смуты на Руси (Новгород и Псков, в условиях готовящейся измены бояр перейти на сторону врага во время изнурительной войны) , в том числе и посредством опричнины (существовавшей всего 7 лет и отмененной самим царем, когда он счел, что достиг результата по борьбе с местничеством бояр), реформировал армию и законодательство, строил дороги, церкви, его знаменитую библиотеку ищут до сих пор. И по сравнению с правителями того времени, по количеству казненных,  был просто праведник (парадокс, но западники ему вменяют именно непомерную кровожадность, а Романовы из ненависти даже отказали ему в размещении среди 17 видных русских монархов на памятнике "1000 - летие Руси" в Новгороде. Но любой может сравнить деяния самих отдельных Романовых, того же Великого Петра, которого все наперебой прославляют, и Ивана IV). Кстати, Петр Первый был ничуть не менее грозен для своих бояр, проводил похожие реформы,  некоторые из которых начинал еще Грозный царь. Но в отличае от крепостника Петра, обожавшего всё западное, Иван Васильевич был русским патриотом и защитником крестьян. Даже поляки, с которыми Иван Грозный воевал не один десяток лет, после смерти своего короля много раз приглашали Ивана Васильевича на польский трон (Грозный отказался и тогда посадили на трон сначала заурядного француза, а затем выдвиженца высшей знати и Ватикана, русофоба венгра С.Батория).

Нет в фильме и душевных мук Царя, многократно с младенчества предаваемого самыми близкими родственниками и друзьями, имевшего много внутренних врагов, уничтоживших почти всех его детей и любимую жену (да и его собственная преждевременная смерть еще требует тщательного изучения).

А где в фильме - Великий Грозный царь? Показанный  же, старый больной человек (в то время в действительности Грозному было всего 35), озабоченный одними лишь казнями, вряд ли способен был даже удержать трон пару лет! (а сколько Романовых, слабых правителей, их ближайшие подданные перебили впоследствии). Не то чтобы поднять и собрать поруганное и вечно со всех сторон окруженное злейшими врагами Великое государство, в силу своего географического положения и богатства.

Не увидел я в фильме также и любви к Руси и русскому человеку. И как только с таким народом (в отзывах к фильму наш народ характеризуют, не поверите - трусливым, порочным и прочее) не сгинула, а до сих пор столько веков стоит Земля Русская! Видно этим критикам так и не понять, сколько не пытаются и не кичатся, русскую душу.

Ниже привожу отдельные отзывы о фильме, polkovnik.

 

Гость.

Только что с показа фильма. Это лучший исторический фильм за последнее 10-летие! Заставляет не только задумываться о нашем не совсем хорошем прошлом, но и о настоящем! Ведь практически ничего не изменилось с того времени! Разве что одеваться начали обычные люди получше.

 

Николай Кофырин:

«ЦАРЬ» Лунгина – ЖЕРТВА ВЛАСТИ

Скажу сразу – мне фильм понравился. Прежде всего потому, что совпало моё понимание личности правители земли русской с пониманием Павла Лунгина – режиссёра фильма «Царь».
Фильм этот, как я его понял, о трагической судьбе правителя – царя Ивана Грозного, о его одиночестве и жажде любви.

По словам Петра Мамонова (исполнителя роли Ивана Грозного): «фильм «Царь» – это картина о русской святости, а не об Иване Грозном... Святость – вот наша русская национальная идея»!
При всех спорных моментах, очевидный плюс этого фильма в том, что люди в очередной раз заинтересуются собственной историей и начнут читать.

Год 1565 от Рождества Христова. Царь Иван Грозный молится, чтобы Господь послал ему знамение. «Дай знак, Господи, что слышишь меня, что не оставил меня».
По приглашению царя в Москву приезжает друг детства Филипп Колычев – настоятель Соловецкого монастыря. Царю Ивану нужно понимание и благословение в его тяжком труде, в борьбе с предателями земли русской. «Один я», – жалуется Иван.

Этот фильм о трагедии человека, принявшем на себя царский венец – ответственность за свой народ и за всё государство. Фильм о трагедии верующего царя, который хочет творить добро и любовь, а вынужден судить предателей земли русской.

Царь постоянно цитирует Евангелие, и одновременно казнит изменников.
Но мало читать молитву, чтобы быть верующим!

Вечная проблема всех правителей: можно ли быть моральным человеком, оставаясь во власти?

Митрополит Филипп олицетворяет собой жизнь по заповедям божьим. Он просит царя поступать по примеру Христа и прощать врагов своих.

– А кто истребит зло и измену, кроме меня? – вопрошает Иван. – Кто злодеев-то в узде держать будет?!

Но священник не хочет понять царя.

– Оглянись, что ты с державой своей творишь, своих людей казнишь без вины, государь! Сказано, прощайте, и вам прощено будет.

– Всех прощать? Так и погибли великие города и царства.

Возможно ли жить в миру по заповедям Божьим?

Искать мир в монастыре или строить монастырь в миру?

Чему служить: царству земному или небесному?

– Великий грех творишь, Государь, – говорит митрополит Филипп.

– Для государя грех один – когда город сдан, – отвечает Иван Грозный.

Ох, тяжела ты шапка Мономаха!

Царь предлагает Филиппу попробовать взять на себя ответственность за судьбу государства и судить изменников. Но Филипп уклоняется.

– Признаю их вину, а судить не стану.

Это только в словах легко поставить запятую «казнить нельзя помиловать».
А когда речь идёт о реальной человеческой жизни, да ещё твоего родственника…

– Государь, суди меня, – просит митрополит царя. – Не трави мне душу, вели казнить.

– А я не хочу ни судить, ни миловать. Сам суди!

И Филипп, и Иван хотят жить по заповеди христовой: «не судите, да не судимы будете». Но что делать с изменниками, которые хотят тебя убить и ввергнуть народ в войну? Любить и простить?
Митрополит может уклониться от суда, царь не может!

– Ад мы несём в себе, – объясняет Филиппу царь Иван.

И он прав, ибо Ад – это жизнь без любви!

Известно четыре фильма об Иване Грозном. Самый известный режиссера Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944 год). Менее известен фильм режиссёра Геннадия Васильева «Царь Иван Грозный» (1991 год). В 2009 году ожидается премьера телесериала режиссёра Андрея Эшпая «Иван Грозный».

Фильм Павла Лунгина «Царь» о двух годах правления Ивана Грозного и его взаимоотношениях с митрополитом Московским Филиппом (Колычевым). И хотя фильм повествует именно об Иване Грозном, краткое название фильма «Царь» как бы подчёркивает, что речь идёт об архетипе – проблеме властителей всех времён и народов – о моральном оправдании власти!

Сам Павел Лунгин так охарактеризовал свой фильм: "Фильм этот – не развлечение и не игровой блокбастер, а труд для ума и души. Петр Мамонов и Олег Янковский – на экране олицетворяющие Власть и Совесть – верят в Бога и любят Россию, не мысля себя без своего народа – но как же по-разному они это понимают! Исступленная, больная, искалеченная вера Ивана Грозного (Мамонова) бешеным ураганом налетает на спокойную, тихую, благую веру митрополита Филиппа (Янковского) – и вокруг льется кровь, вокруг на глазах зарождается та Россия, в которой мы живем и по сей день".

Фильм снят американским оператором Томом Стерном, работавшим на всех фильмах Клинта Иствуда в последний десяток лет — от «Кровавой работы» до «Гран Торино».
Хотя фильм идёт два часа, но смотрится без напряга. Ритм фильма соответствует ритму реальной жизни, и воспринимается как вполне достоверный.

Нет никаких чрезмерных зверств и пыток. У Мэла Гибсона в фильме «Храброе сердце» и «Страсти Христовы» крови и пыток гораздо больше, также как и в фильме «Тарас Бульба» режиссёра Владимира Бортко.

И даже сцена с медведем, задирающем людей (в духе пиршеств Нерона), выглядит не бессмысленной жестокой казнью с целью шокировать зрителя, а чтобы показать силу святости Филиппа, которого медведь не трогает.

В одном из своих интервью Павел Лунгин рассказал о своей встрече с Андреем Тарковским в Париже, и на вопрос, «как же стать художником?», Андрей Тарковский ответил: «в Бога поверишь – станешь!»

Как и Тарковский в фильме «Андрей Рублёв», режиссёр Павел Лунгин поставил в центре исторических событий драму верующего человека.

Этот фильм о людях, об их трудной судьбе в трудных исторических обстоятельствах.
Даже опричники – это первая служба безопасности государства – при всей их дурной славе, показаны людьми, которым ничто человеческое не чуждо. Малюта Скуратов тоже нуждается в любви – любит своего сына калеку. Это работа у него такая – допрашивать предателей и казнить изменников.

Иван Грозный показан как человеколюбивый царь, а вовсе не как «царь зверей».
Сильно проявилась в фильме многогранность ныне священника Ивана Охлобыстина, сыгравшего бесноватого шута.

После такой роли, какой стала для Олега Янковского роль праведника митрополита Филиппа, можно смело уходить на Небеса.

Но особенно понравилась метафора с иконой – как икона становится чудотворной!

Для меня главная проблема фильма: допустимо ли для правителей ради сохранения собственной власти преступать законы моральные и человеческие, а также законы юридические (ими же самими установленные).

Мораль подчинена политике или политика должна подчиняться морали?

Надо признать, что борьба за власть часто напоминают борьбу в джунглях за источники существования. Но даже звери не жрут друг друга, как это делает человек. Ни один вид в природе не ведёт такой внутривидовой борьбы, как воюют между собой люди.

В борьбе за власть морали и совести нет места, – здесь все средства хороши.

В 1565 году Иван Грозный объявил о введении в стране Опричнины. Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти — Священным Собором и Боярской Думой. Однако, по другим данным, члены Собора 1566 г. резко протестовали против опричнины, подав челобитную об отмене опричнины за 300 подписей; все челобитники были немедленно посажены в тюрьму, но быстро выпущены, 50 подвергли торговой казни, нескольким урезали языки, трёх обезглавили.

Причинами введения опричнины историк В.Б.Кобрин считает проявлением конфликта двух программ централизации России: путём медленных структурных реформ или стремительно, силовым путём. Историки считают, что выбор второго пути обусловлен личным характером Ивана Грозного, не желавшего слушать людей, не согласных с его политикой. Таким образом, после 1560 года Иван становится на путь ужесточения власти, который привел его к репрессивным мерам.

При вступлении на престол Иоанн унаследовал 2,8 млн кв. км, а в результате его правления территория государства увеличилась почти вдвое — до 5.4 млн кв. км — чуть больше, чем вся остальная Европа. За то же время население выросло на 30-50% и составило 10-12 млн человек.
Однако всё, на что Иван Грозный жизнь положил – единство Руси – потомки разбазарили. То, чего боялся царь Иван, то и случилось – разодрали страну бояре. Как умер Иван Грозный, так началась эпоха смутного времени и польской интервенцией с лжедмитриями и разделом страны.

Абсолютная монархия в условиях феодальной раздробленности и междоусобной борьбы за власть являлась такой же необходимостью, как и престолонаследие.

В России всегда побеждала авторитарная власть. Иначе с таким государством было не справиться, иначе неминуем распад на удельные княжества.

Опричнина была вынужденной необходимостью!

Видимо Россия с её необъятными просторами может существовать только как единое государство с сильной авторитарной (или тоталитарной) властью.

Или будет сильная Россия, или не будет России. Это мы хорошо увидели на примере распада Советского Союза.

Сегодня вновь злободневно звучат слова польского короля Сигизмунда из второй серии фильма С.Эйзенштейна «Иван Грозный»: «Богом Господом положено Литве, Польше, Ливонии форпостом барьером Европы стоять. Варвара московского в семью просвещённых народов Запада не допускать… Сами русские в батраки годятся…».

История повторяется, потому что ничему не учит тех, кто не хочет у неё учиться.

22 марта 1568 г. Митрополит Филипп в Успенском соборе отказался благословить царя и потребовал отменить опричнину. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбужден процесс в церковном суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отрочь монастырь.

В фильме Эйзенштейна Иван Грозный говорит: «Надобно всегда царю осмотрительным быть… Благим милость и кротость. Злым же ярость и мучения. Ежели сего не имеет, не есть царь… Не дадим в обиду Русь!»

Иван Грозный считал себя человеком глубоко верующим. Будучи опричным игуменом, царь исполнял все монашеские обязанности. В полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра – к заутрене, в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом, богослужение занимало около 9 часов в день.

Есть свидетельства, что приказы о казнях и пытках отдавались нередко в церкви. Историк Г.П.Федотов считает, что «не отрицая покаянных настроений царя, нельзя не видеть, что он умел в налаженных бытовых формах совмещать зверство с церковной набожностью, оскверняя самую идею православного царства».

Не дожидаясь Божьего суда, Иван Грозный заранее вынес приговор себе сам: «Пёс смердящий, вечно в пьянстве, в блуде, скверне, убийствах, грабежах и ненависти».

В фильме Павла Лунгина царь Иван говорит:

– Может я и грешник по делам-то своим, как человек-то я и грешник, но как царь-то я праведен!

Превращение из либерального правителя в тирана закономерно и известно давно.
Английский Ричард III ничем не лучше и не хуже нашего Ивана Грозного.
Известно, как и почему был убит Юлий Цезарь. По тем же причинам, предполагают, был отравлен и Александр Македонский.

Существовали упорные слухи о насильственной смерти Грозного. Будто бы лишил жизни царя Годунов, «подкупив врача, который лечил Ивана, ибо дело было таково, что если бы он его не предупредил (не опередил), то и сам был бы казнен с многими другими знатными вельможами».

Неужели власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно?

Периодически в Интернете появляются материалы, будто бы некоторые правители устраивают взрывы против граждан своего государства ради политических целей (например, фильм «Дух времени»). Невольно возникает параллель между оправданием опричнины и действиями современных властителей по борьбе с терроризмом и наведением порядка в стране (и в мире).

«Лес рубят – щепки летят», – скажет кто-то. Вот только вряд ли кто захочет, чтобы щепкой была его голова.

Имеет ли право властитель жертвовать частью отряда ради того, чтобы спасти всё войско? И разве само войско не есть та доля народа, которая жертвует собой, чтобы выжил весь народ и сохранилось государство?

На войне и невозможно иначе: кто-то должен погибнуть, чтобы спасти остальных!
Тактика любого боя – жертвовать арьергардом ради сохранения отступающих.

Так же рассуждал и первосвященник Каиафа, когда на суде Синедриона приговаривал к смерти Иисуса из Назарета. «Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». (Евангелие от Иоанна 11:49 - 50).

Дело, разумеется, не в количестве жертв, а самом праве распоряжаться чужой жизнью. Эта проблема описана и Достоевским в «Преступлении и наказании». Имел ли право Наполеон приносить в жертву великой идеи свободы, равенства, братства французской революции тысячи чужих жизней?

Можно ли жертвовать жизнью во имя идеи?

«Я убеждён, что никакое развитие страны, никакие её успехи, амбиции не могут достигаться ценой человеческого горя и потерь. Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни. И репрессиям нет оправданий», — заявил Президент Д.А.Медведев.

Что важнее: единство государства или права человека?

Человек для государства или государство для человека?

В «западной модели» государство служит человеку, правам человека. В «восточной модели» государство важнее отдельной личности, которая может заменяться как испорченная шестерёнка.
Россия на 23 азиатская страна – «Азиопа» – и потому у нас интересы единства государства объективно важнее интересов отдельной личности.

В этом метафизический смысл данной проблемы. Если жизнь имеет смысл, то должна быть и цель жизни. Но тогда жизнь подчинена этой цели и является лишь средством её достижения. И во имя цели можно пожертвовать жизнью.

Но если жизнь самоценна и превыше всего, то тогда желанием выжить во что бы то ни стало можно оправдать всё что угодно, любую подлость.

История древнего Рима поучительна. Авторитарные (как и тоталитарные) режимы неминуемо ведут к тирании и в последующем к своей гибели.

У власти свои закономерности. Иван Грозный, как и Сталин, не исчадье ада, а правитель, который действовал в своих исторических обстоятельствах необходимым образом. Какова радость царём быть?!

Государственная власть, наверно, как никакая другая, подчиняется необходимости, и только внешне напоминает произвол. Что бы ни говорили, а власть – это прежде всего ответственность, причём за весь народ ответственность!

Удивительно читать рецензии на этот фильм с заголовком «Царь зверей». «Иван Грозный и его верные медведи в главном русском фильме года безумствуют с особой жестокостью». «Петр Мамонов в роли Ивана Грозного предсказуемо сходит и сводит с ума».

Был ли царь Иван Васильевич безумен?

Когда я работал в НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета, у нас выступал профессор исторического факультета Р.Г.Скрынников. Он рассказывал о своей новой книге об Иване Грозном, где убедительно разоблачил гипотезу американского исследователя профессора Э.Кинана из Гарвадского университета, утверждавшего, что Иван Грозный был сумасшедшим. Э.Кинан выступил с тезисом о подложности переписки Грозного и Курбского, на основании того, что будто бы не сохранилось ни одного документа, подтверждающего, что царь Иван Васильевич умел читать и писать.

Таинство русской души иноземцы склонны объяснять сумасшествием, только потому, что не в состоянии понять и объяснить странные поступки ненормальных русских. А объяснить не могут, потому что не могут принять. Поэтому и Достоевского называют сумасшедшим, и Ивана Грозного. Мы же, не ища никакой выгоды для себя, мечемся из стороны в сторону в поисках Бога, Веры, Любви.

Я против демонизации власти. Быть может, потому, что в одно время учился на юридическом факультете с нынешним президентом России.

Говорить, что у правителя нет души, значит показывать полное непонимание человеческой психологии!

Пётр Мамонов зрит в корень души Ивана Грозного: «…главное, хотел, чтобы его больше всех любили. Он ведь войско целое создал, специальное, чтобы его любили. Он даже так хотел, чтобы его любили, что иногда сам Бога забывал любить».

Всякие репрессии возникают как реакция на противоборство. По мнению историка Р.Г.Скрынникова, «Репрессии носили в целом беспорядочный характер… Побивали всех, кто осмеливался протестовать против опричнины». В подавляющем большинстве они были казнены даже без видимости суда, по доносам и оговорам под пыткой». Из 30 тысяч населения Новгорода число погибших измеряется от 4-5 тысяч (Р.Г.Скрынников) до 10-15 тысяч (В.Б.Кобрин). В Пскове царь собственноручно убил игумена Псково-Печерского монастыря Корнилия.

Интересно, как будущие историки будут оценивать антитеррористическую операцию в Чечне?

А не была ли борьба за самодержавную власть Ивана Грозного с боярской думой в тех ...

 

 

2. Как в 35 лет царь мог так выглядеть, его явно списали с картины Репина, но ведь там события 1581 года, когда царю 51 год.

Да царь выглядел старше своих лет,но он был красив, а не беззубый уродец , как в фильме.
Жертвы опричнины очень спорны, особенно в 1565 году, когда она только начиналось и опричное войско только формировалось.

Религиозный фанатизм у царя стал проявятся значительно позже.
В фильме Грозный сумасшедший, а ведь об оценке правления царя историки спорят до сих пор(к сожалению мало документов).

 

3. Сергей К. Отклик на фильм взят из журнала «Деловой Подольск».

Отклик на фильм «Царь» Любую, самую светлую идею можно довести до маразма, а потом показывать на этот маразм пальцем и говорить, посмотрите, как уродлива идея! Компрометация идей – это лучший бизнес современности на мультимедийном поле, поскольку на дворе век клеветы. И клеветники - процветают. А идеи могут быть разные, к примеру, монархическая идея, или идея построения православного царства, да множество всего… и не перечислишь…

Просматривая фильм Павла Лунгина, именно эти мысли и приходят в голову. Ещё приходит в голову фраза по Станиславскому: «Не верю!» То, что там показано, даже в самом идиотическом обществе не бывает, и не бывало на всём протяжении истории человечества. Это - небывальщина. Поэтому ни нравственным, ни историческим уроком не может быть в принципе. На больные фантазии ориентироваться, и тем более строить свою жизнь испугавших этих фантазий - нельзя. Теперь что же, из-за того, что кто-то Родину ненавидит до патологии, надо её не любить, историю очернять?
Конечно, на меня сейчас накинуться в защиту режиссёра, мол, он хороший дядечка, он «Остров» снял! А я отвечу скромно, без пафоса: ещё посмотрим, как в сердцах людей отзовётся фильм, где человек с иудиным грехом становиться святым…

Итак, тема - Царь...

Царей, Великих князей, самодержцев и императоров на Руси было много. Среди них фигура Ивана (IV) Васильевича Грозного выделяется особенно. Именно при нём государственное устройство стало принимать централизованный характер. До этого была феодальная раздробленность (Помните школьную программу?) Именно при нём упорядоченно законодательство, как в церковной, так и в светской жизни, при нём принят «Стоглав», при нём строились тракты, на пример Римских военных дорог…

Более 50 лет управлял сей царь державою. Это была целая эпоха со своими падениями и возвышениями, со своими победами и поражениями. Государство менялось, как менялась и сама личность самодержца. В начале правления он был юн, потом юность приобрела более зрелые формы - перешла в юношеский максимализм. Потом пошла полоса максимализма религиозного, потом терпимость, потом наступила зрелость, мудрость… Вместе с личностью государя менялся и характер правления, взаимоотношения с приближёнными.

Иван Васильевич оставил большое количество памятников литературы, интересных как для историков, так и для литераторов. Кроме переписок с властителями Европы, известны и переписки с приближёнными, опальными людьми, например с Курбским. Помните фразу: «Житие твое, пёс смердящий…» Это оттуда.

Написанное Грозным, является высотой таланта, юмора, кругозора и мудрости. Иван IV любил шахматы, был благочестив. Один только пример его смирения перед волей настоятеля храма говорит о многом. Настоятель запретил царю входить в церковь и Иван Васильевич приказал выстроить придел к храмовой стене, чтобы приходить в ненастную погоду, для слушания звуков литургии - песнопений и молитв.

При нём было выстроено на Руси огромное количество церквей. Самые известные говорят сами за себя – храм Василия Блаженного, колокольня Ивана Великого и др…

Да и ещё, - камень преткновения, для наших политиканов: по сравнению с государями Европы Грозный казнил очень мало. Есть известный пример сравнения его опалы и репрессий Елизаветы английской. Сравнивают Ивана Васильевича с ней, потому что они были современниками. Иван Васильевич Елизавету в письмах ласково называл сестрёнкой и даже какое-то время хотел посвататься к ней. Кстати, он ей подарил рецепт анисовой водки, которая до сих пор цениться в Англии.
Елизавета за 30 лет своего правления казнила по официальным данным 300 тыс. своих подданных, а Иван Грозный 30 тыс. за 50 лет, а последние 5 лет своего правления он вообще перестал казнить. Более чем в 10 раз кровожаднее была европейская владычица, по сравнению с нашим православным царём… А если принять во внимание масштабы – Англию и Россию, то можно сказать что Грозный был первым в истории гуманистом из царей.

Вот такой мудрый и благочестивый образ самодержца рисуется читателю серьёзных исторических книг. В которых историки дают оценки, опираясь на факты, документы и беспристрастные характеристики, а не на легенды и показания заинтересованных лиц, подвергшихся опале и гонениям.

А ведь подвергались этой самой опале боярские роды, которые продолжали существовать практически до самой русской революции. Да, кстати, род Романовых, прейдя к престолу, не мало сделал, для того чтобы очернить имя прославленного Рюриковича. Но это так политика… Продолжим о фильме.

То, что Павел Лунгин недолюбливает собратьев по стране, было видно из его фильмов давно. В них нет положительного персонажа, который бы ассоциировался с русским типом человека – все сплошь пьяницы, тупые таксисты, закодированные властью служаки, исполнители палачи, продажные депутаты, проститутки и др. Таков наш народ по Лунгину. И вот, вдруг, в этом паноптикуме родился светлый образ Святого русского митрополита Филиппа. И для чего спрашивается, родился этот светлый образ?

После просмотра фильма «Царь», было тоже состояние гадливости, тошноты, как и после просмотра фильма «Груз-200». Создать такое настроение фильмом о святом и самом православном, самом русском из русских царей– это надо иметь большой «талант». Ни слова о деяниях Великого государя! Только кровь, пытки, доносы и издевательства с психическими отклонениями. И вроде бы придраться не к чему - всё по «Житие митрополита Филиппа». Но ведь житие это не история. И фильм назван не экранизация жития, а именно «Царь». И фильм этот будут воспринимать как историческую правду. Воспринимать все те, кто историю в упор не знает, ни чего не читал, и не будет читать. А слышал о Грозном из современных учебников, писанных микро-лунгинами.

Если говорить конкретно о «Житие митрополита Филиппа» все исследователи как 19-20 века, так и ныне живущие учёные историки и археографы делают один вывод – «Житие митрополита Филиппа» не может быть историческим документом. Это - легенда, записанная молодым монахом Соловецского монастыря, который жил почти через 20 лет после смерти царя Ивана Грозного. Написана легенда со слов стариков, которые жили в Соловецском монастыре при святом Филиппе Колычеве, когда тот был настоятелем, а потом и при опале. Понятно, какие факты, домыслы и народные слухи они могли пересказать молодому писцу. Полная же версия жития сложилась только к середине XVII века.

Вообще историческая наука знает 170(!) вариантов этого жития. В некоторых по сюжету Иван Грозный представлен как положительный герой. И ни какого он Малюту Скуратова к святому Филиппу душить не подсылал. Но эти версии стали маргинальными, не прижившись в традиции, видимо в силу вышеперечисленных политических причин.

Иван Грозный после смерти оставил вполне нормальную сильную державу. После его смерти тихо и спокойно правил его сын Фёдор Иоаннович. Между прочим,15 лет правил, а это срок не малый! А вот после его смерти, все те боярские роды, с которыми боролся Иван IV подняли голову, и в России началась смута. Эти боярские роды и проволокли на нашу землю лжедмитриев и тушинских воров. Значит, сговор с латинянами всё-таки существовал, значит, не так был и не прав Грозный круто расправляясь с заговорщиками? Возможно, если бы он проправил ещё лет этак двадцать, мы бы сейчас не праздновали изгнания поляков с земли русской. Поляков бы просто не было. Но, увы, история сослагательных наклонений не знает. Что было - то было. Именно эти боярские роды потом писали историю царя Ивана и утверждали традицию жития…

Кстати, так для справки. Историческая наука до сих пор не может ответить на вопрос о конфликте опричных и земских людей. Нет документов. И был ли вообще этот конфликт? Многое основано на показаниях опальных иностранцев и собственных слухах типа «одна бабка сказала».
Версий о смерти Святого Филиппа Колычева наука знает четыре. Все равнозначные. Самая естественная эта та, что он просто умер своей смертью. Ведь к тому времени ему было уже 62 года. Для того времени возраст глубокого старика. Сам Грозный, кстати, дожил лишь до 51 года.
Итак, по версии имеющей такое же право на существование, как и версия об убийстве, митрополит скончался естественной смертью. Малюта Скуратов приехал на похороны почтить его память, поскольку сам царь приехать не мог. Малюта и помог братии монастыря с похоронами. О Малюте, в «миру» Григо́рии Лукьяновиче Скуратове-Бельском, хочется сказать следующее – погиб он в бою, в сабельной сече с врагом и завещал похоронить себя в монастыре прямо на тропе, где ходят монахи. Иван Грозный так и сделал, схоронив его где-то на территории Иосифо-Волоколамского монастыря. Поэтому могила «Малюты» до сих пор не найдена. Предполагают одно место на старой тропе, но любопытствующим это место не показывают. Вдруг кто-нибудь из них захочет откопать и восстановить облик русского государственника по черепу, а потом поместить его статую в кунскамеру, под названием «Злодеи России». Клеветников много на нашей территории.

Кто знает подлинные факты, подтверждённые с разных сторон и главное задокументированные, тот хоть чуть-чуть, но начнёт сомневаться в той клевете, которая окутала имена государственных деятелей России XVI века. А фактов – огромное количество. Но «лунгины» их в упор не видят, а всё твердят как заколдованные про тиранов и репрессии. Да ещё снимают фильмы, от которых остаётся вопрос, а нормален ли сам режиссёр?

То, что митрополит не был убит, совершенно не умаляет его святости. Большинство русских святых вообще ни как не отмечены на политическом фронте. Они не выступали на чьей-либо стороне, а вели тихую жизнь отшельников, молитвенников и созидателей. Святой Митрополит Филипп Колычев очень много сделал для жизнеустройства Соловецского монастыря, для прославления имени святых Зосимы и Саватия, он был кроток и трудолюбив. Эти деяния возможно и стяжали ему венец святого на небесах. А не то, что он «боролся» и «обличал»...

«Лунгины» воспользовались нашими внутренними политическими разборками, которые нашли отражение в написании жития, не преминули через эту лазейку ещё раз плюнуть в русских людей и русскую власть. Плюнули зло, смачно и не бесталанно… И ведь юридически не придёрёшься, всё по житие снял, сукин сын…

Очень обидно было смотреть в глаза ныне покойному Олегу Ивановичу Янковскому. В фильме у него был такой взгляд, что он волей не волей передавал настроение самого актёра при виде, к примеру, игры Ваньки Охлобыстина пытавшегося исполнить роль царского шута Вассиана. Вот что хочется сказать Охлобыстину: «Играть вовеки тебе отмороженных наркоманов. Ты очень бледно и глупо смотришься в противовес классичности и высоте игры великого артиста Янковского. Не надо Ваня в калашный ряд, не надо…».

И напоследок с сарказмом всем любителям Ивана Грозного и монархистам. Если вы так любите царей и русскую историю, чего же вы не снимаете про них хороших многобюджетных фильмов? Денег нет? Продайте свои дворцы и мерседесы и у вас будет денег в 10 раз больше, чем надо для съёмок. Не делаете? Значит, так любите свою историю и Родину. Значит - лицемеры вы. Приятного аппетита, смотрите фильмы снятые не вами.

Этот фильм, мерзкая клевета на Русскую историю. С момента учреждения опричнины до смерти царя прошло двадцать лет. По синодикам подсчитывают число казненных. По подсчетам Р. Г. Скрынникова, их было около 4000 человек. 200 казней в год, учитывая уголовных преступников.
Для того времени это далеко не много. Говорить, что Грозный залил Россию кровью, это ложь, и попытка очернить первого Русского царя и весь Русский народ.
Для сравнения: по законам Генриха VIII (король Англии с 1509г.) только за «бродяжничество» было повешено 72 тысячи насильственно согнанных с земли крестьян. За годы правления Елизаветы (королева Англии с 1558г.) было казнено 89 тысяч человек.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Facebook Опубликовать в LiveJournal Tweet This


Оглавление   |  На верх

Оглавление        Вернуться к Статье

Left
Right
Тема страницы:

«Царь» Лунгина – исторический пасквиль !?: Клуб по интересам. История

Статьи
Клуб по интересам. История
Вход
Логин:

Пароль:


Запомнить меня
Вам нужно Авторизоваться.
Забыли Пароль?
Регистрация
Книга Памяти
Электронная Книга Памяти украины
На Сайте
Гостей: 16
Пользователей: 0