ВВМУРЭ им. А.С.Попова. Санкт-Петербург. 1-й факультет. Сайт выпускников 1987 года.
 
Навигация
Поиск
Рассылка



Отписаться
Статистика
Статьи

Перспективный срисованный авианосец для ВМФ России

Автор: Геннадий Нечаев
Источник: www.vz.ru
Добавлено: 2009-03-02 12:32:50

Проходя обучение в высшем военно-морском училище и позже, проходя службу на ТАКР "Киев", я постоянно слышал мнение специалистов о том, что концепция строительства авианесущих крейсеров для ВМФ оригинальна, оптимальна и более песпективна, чем строительство "беспомощных незащищенных и дорогих плавучих аэродромов", авианосцев по американской модели. Наблюдалась уникальная отечественная тенденция: "Киев"-"Адмирал Горшков" - "Адмирал Кузнецов" - атомный "Ульяновск".

Сейчас появляются мнения, что мы должны строить именно "настоящие" авианосцы. Но почему-то не задумываются о том, что в условиях финансового кризиса, отсутствия судостроительных заводов в России, которые могут строить такие корабли, достаточного количества высококлассных судостроителей, внятной военно-морской доктрины, достаточного количества кадровых опытных военнослужащих для этих кораблей, отсутствия необходимых палубных самолетов, судостроительной программы  и реального строительства сопровождающих боевых кораблей океанской зоны, системы базирования и т.д. - это либо долгострой морально усталевшего железа, либо пустые декларации, либо некомпетентность.  

Ведь не надо забывать, что последние построенные надводные боевые корабли основных классов - уже ветераны и их можно пересчитать на пальцах!!!

 Самый последний долгострой Российского ВМФ ТРКР "Петр Великий" пр. 11-44 (в строю единственный, заложен 1986, в строй - 1998!!!). Новейшие по пректам: БПК пр.11-55.1 "А.Чабаненко" (в строю -1, предыд. проект не более 7, заложен 1989, в строй - 1995), СКР пр. 11-540 "Неустрашимый" (единственный, заложен 1986, в строй - 1993), ЭМ пр. 956А "Бесстрашный" (в строю не более 4, заложен 1987, в строй - 1994), ТАКР пр. 11-43.5 "А.Кузнецов" (единственный, заложен 1983, в строй - 1991), РКР пр. 11-64  "Варяг" (в строю не более 3, заложен - 1979, в строй - 1989). Итак - все боевые корабли океанской зоны современного ВМФ России были заложены еще в СССР более чем 20 лет назад!!!!!! В СССР кораблей океанской зоны в середине 90-х годов было 116 (5 авианесущих крейсеров, 32 крейсера и 74 ЭМ и БПК), сейчас (1 ав. крейсер, 4 крейсера и не более 12 ЭМ и БПК на все 4 флота)! Не утешительные цифры. Мне кажется ВМФ России сейчас впору только авианосец строить -  для музея ВМФ!

Также смотри по теме статью на нашем сайте от 27.05.2007 "Россия планирует начать строительство авианосцев в Северодвинске", polkovnik

Срисованный авианосец

ВМФ России планирует получить новый авианесущий корабль. Однако до сих пор неизвестно, как будут преодолены проблемы, неизбежные при его создании

Новый авианосец водоизмещением 60 тысяч тонн может появиться в скором времени на вооружении ВМФ России. Согласно проекту, в отличие от уже стоящего на балансе ВМФ «Адмирала Кузнецова», это будет чистый авианосец, лишенный крейсерских черт в виде ударных ракетных комплексов. Между тем военный эксперт газеты ВЗГЛЯД считает, что новый корабль как будто срисован с перспективного британского авианосца CVF или его французского аналога PA-2.

Ранее относительно облика перспективного авианосца ходили разные версии: в качестве прототипов предполагались «Кузнецов», «Ульяновск» (последний авианосец советской разработки), наконец, новый проект 40-тысячетонного авианосца для ВМС Индии, заложенного 28 февраля 2009 года, в создании которого принимают участие российские специалисты,

Руководитель направления гособоронзаказа «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) вице-адмирал Анатолий Шлемов впервые назвал основные параметры российского авианосца нового поколения, предает РИА «Новости». По словам адмирала, корабль водоизмещением 60 тыс. тонн, будет оснащен истребителями пятого поколения, беспилотными разведывательно-ударными комплексами и вертолетами.

«В отличие от «Адмирала Кузнецова», это будет чистый авианосец, лишенный крейсерских черт в виде ударных ракетных комплексов»

В отличие от «Адмирала Кузнецова», это будет чистый авианосец, лишенный крейсерских черт в виде ударных ракетных комплексов. Хотя пока не определено даже место и сроки строительства головного корабля, в перспективе в составе ВМФ предполагается иметь три, а возможно, шесть авианосцев. Между тем, несмотря на амбициозные планы судостроителей, необходимость в таких кораблях и сама возможность их постройки в обозримой перспективе вызывают определенные сомнения.

«Ученые и конструкторы уже приступили к работе над моделью будущего корабля, определен его облик. Вырабатываем требования, тактико-технические задания, проводим технические советы. Пока определено, что он будет атомным и будет иметь водоизмещение порядка 50–60 тысяч тонн», – сказал Шлемов.

По его словам, на авианосце будет базироваться новый палубный самолет, который придет на смену действующему сегодня Су-33. «Это будет самолет пятого поколения с классическим горизонтальным взлетом и посадкой», – сказал адмирал. Вероятно, под этим самолетом имеется в виду будущий морской вариант истребителя Т-50, разрабатываемый сейчас в ОКБ «Сухой».

«Мы отказываемся от размещения ракет, так как корабль должен выполнять функции по назначению. Если это авианосец, значит, все конструкции корабля должны быть разработаны для базирования и полетов самолетов, которые сами по себе являются носителями ударного оружия», – заявил Шлемов.

60 тысяч тонн в качестве рубежа для стандартного водоизмещения корабля, в сочетании с появившимися осенью 2008 года сообщениями об интересе командования ВМФ России к разработкам французской компании Thales – одного из основных проектировщиков перспективных авианосцев CVF для ВМС Великобритании и PA2 для Франции, подтверждает версию о том, что новый корабль для ВМФ России будет схож с перспективными авианосцами европейских членов НАТО. По размерам он, судя по всему, будет соответствовать PA2, стандартное водоизмещение которого составляет 59 тысяч тонн, а полное – 75. Однако, в отличие от французского авианосца, который будет иметь газотурбинную энергетическую установку, российский перспективный корабль предполагается оснастить ядерной энергетикой. Разумеется, различным будет и авиакрыло.

После изучения этой информации невозможно отделаться от ощущения дежавю: «Где-то мы такое уже читали!» Действительно, озвученные менеджером ОАК ТТХ как будто срисованы с характеристик перспективного британского авианосца CVF или его французского аналога PA-2. Контракт на строительство четырех таких кораблей для ВМФ Великобритании был подписан компаниями BAE Systems, VT Group, Babcock International и Thales и английским МО 3 июля прошлого года. Совпадает даже названная стоимость кораблей: 4 млрд долл.

Как и российский корабль, CVF будет нести самолеты пятого поколения F-35B (правда, они имеют горизонтальный старт и вертикальную посадку), также они будут приспособлены для базирования боевых беспилотников. Такое впечатление, что референт вице-адмирала изучил справочник Jane’s или (зачем такие сложности?) журнал «Зарубежное военное обозрение» и ничтоже сумняшеся выдал ТТХ на «перспективный российский авианосец».

Действительно, на сегодняшний день CVF представляет собой наиболее разумный, сбалансированный и универсальный проект авианесущего корабля среднего водоизмещения с ядерной силовой установкой. Однако есть в составе его авиагруппы самолет, даже не упомянутый представителем ОАК. Между тем без него ценность авианесущего корабля снижается в несколько раз. Речь идет о самолете дальнего радиолокационного обнаружения и наведения (ДРЛО или AWAKS) E-2 Hawkeye. Это глаза и уши всего авианосца, в особенности его авиагруппы.

В американском флоте летающий радар считают самым ценным самолетом на палубе. В случае угрозы AWAKS его защищают в первую очередь, не считаясь с потерями, так как в противном случае следующей жертвой в реальном бою может стать или сам авианосец, или один из кораблей авианосной ударной группы.

У нас такого самолета нет. В США его создавали и совершенствовали с 1965 года. Нет, самолеты ДРЛО в СССР и России строились и строятся, однако это машины типа А-50 на базе тяжелого ВТС Ил-76. Очевидно, разместить такие самолеты на палубе невозможно. Аналогичные проекты Ан-71 и Як-44РЛД (последний, кстати, по внешнему облику – родной брат «Хокая») были официально остановлены в 1993 году из-за отсутствия финансирования, а фактически – еще раньше, из-за сложностей с созданием бортовой аппаратуры. То есть того самого радара и связанных с ним систем в приемлемых для палубной машины габаритах. Таким образом, «Кузнецов» такого самолета так и не получил, на что до сих пор жалуются военные моряки.

Если планы по созданию перспективного авианосца не фикция, то заказывать создание такого самолета нужно немедленно, сейчас, тем более что он будет чрезвычайно востребован и в сухопутной авиации. Однако в ближайших планах такой самолет не значится, и в официальных данных по НИОКР оборонных предприятий его также нет.

Между прочим, Индия и Таиланд, имеющие собственные авианесущие корабли, используют в качестве AWAKS палубные вертолеты английского производства, оснащенные мощными радарами. Как паллиатив такая мера хороша (к ней сейчас прибегают и сами англичане), но если своим союзникам США «Хокаи» безусловно продадут, когда придет нужда, то индусам и тайцам – нет. Возможно, нам тоже следует присмотреться к этому опыту, тем более что такой вертолет – Ка-31ЦУ – существует в опытных образцах.

С авиакрылом связана основная масса вопросов. В настоящее время Россия располагает двумя типами палубных истребителей:

Су-33 и МиГ-29К. Су-33, базирующийся на «Адмирале Кузнецове» объективно устаревает, и возобновление его производства для оснащения перспективного корабля нецелесообразно. МиГ-29К, производство которых в настоящее время налаживается для ВМС Индии, представляет собой более перспективную машину, имеющую с одноименным проектом конца 80-х годов только общий индекс и происхождение от МиГ-29. Эта машина может быть запущена в крупную серию в ближайшие год-два, но рассматривать ее как перспективный основной истребитель палубной авиации вряд ли возможно – все же габариты и взлетный вес самолетов «29-го» семейства не позволяют использовать эти истребители в качестве полноценных ударных машин, что необходимо для перспективного палубного самолета.

Таким образом, остается лишь один вариант – палубная версия истребителя пятого поколения, разрабатываемого КБ Сухого по программе ПАК ФА. Исходя из того, что известно о перспективной машине Сухого, это тяжелый истребитель со стандартным взлетным весом примерно 30 тонн, который предполагается оснастить на первом этапе двигателями 117С с тягой в 14,5 тонн, а в дальнейшем и более мощными турбинами.

Машина такого класса может успешно использоваться в качестве многоцелевого истребителя, выполняя как ударные задачи, так и задачи ПВО соединения. Вместе с тем, достаточно большие размеры авианосца позволят разместить на борту авиакрыло приемлемого состава, с 30-36 тяжелыми истребителями, не считая машин других типов. Не исключено и формирование смешанного авиакрыла – скажем из 24 тяжелых и 24 легких машин (МиГ-29К или перспективного легкого истребителя). При этом в ангарах и на палубе должно остаться достаточно места для беспилотных аппаратов, вертолетов и самолетов различного вспомогательного назначения.

Некоторые обстоятельства пока остаются неизвестными: например, какой способ взлета будет принят на новом авианосце – принятый на Западе для многоцелевых авианосцев катапультный, или принятый в СССР/России со времен постройки «Кузнецова» - трамплинный. О достоинствах и недостатках каждого из них ведутся горячие споры.

Мало известно о разработке перспективных вспомогательных машин для авианосца – самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, противолодочных вертолетов и других.

Немаловажный вопрос – выбор строительной площадки. Напомним, что «Адмирал Кузнецов» и проданный в КНР недостроенный «Варяг» создавались на Николаевской судоверфи, где перед тем были созданы соответствующие стапельные мощности для строительства авианесущих кораблей. Теперь эти мощности остались на Украине. Потенциально, постройку корабля таких размеров может осуществить Санкт-Петербургский Балтийский завод, имеющий опыт строительства крупнотоннажных гражданских кораблей, а также боевых кораблей с ядерной энергетической установкой (крейсера проекта 1144). Альтернативой является Северодвинский завод, где в настоящее время проводится капитальная модернизация для ВМС Индии авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», а также сооружается док для строительства кораблей водоизмещением до 100 тысяч тонн. 

В любом случае сегодня закладка таких кораблей совершенно нереальна хотя бы потому, что квалифицированных кадров впритык хватает на текущие проекты, при этом и там, и там работают «вахтовики» с Украины. Директор Севмаша даже предлагал год назад использовать на вспомогательных участках труд осужденных из ближайших колоний. Если предположить, что эти проблемы удастся преодолеть (а время на это еще есть), возникает вопрос: как Россия собирается использовать такие корабли?

Очевидно, что задач по защите собственных океанских коммуникаций перед нашим флотом не ставится: внутреннее судоходство у нас прибрежное, (соответственно, для его защиты достаточно береговых сил), а от протяженных океанских (в отличие от США) наша страна зависит мало. Нет у нас и интересов на далеких заморских территориях – мы континентальная держава. Единственный просматриваемый вариант: обеспечение безопасности районов базирования стратегических АПЛ от ударов флотов потенциального противника путем прикрытия их с воздуха на дальних рубежах.

Еще одна возможная задача – противодействие флотам противников на Севере и Тихом океане и прикрытие с воздуха развертывания собственного флота, а также обеспечение его ПВО на переходе. Для этих целей авианосцы практически незаменимы. Однако сомнительно, что для этого необходимы шесть авианосных групп – достаточно трех кораблей: по одному на Севере и Дальнем Востоке плюс один в резерве, как это и предлагается сегодня. Между тем на ДВ придется еще создать мощную инфраструктуру для базирования таких кораблей, что стоит немалых денег.

Объем заметки не позволяет коснуться многих важных вопросах, как, например, создание нового противолодочного вертолета (или самолета) для перспективного авианосца, новых комплексов ПВО ближнего и дальнего действия, создания кораблей для действий в составе АУГ и многих других. Строительство авианосцев – архисложная комплексная задача, требующая скоординированных усилий сотен и тысяч различных структур. Такой проект требует идеальной организации и почти безупречного административного управления. Он по силам лишь сильным государствам с крепкой, отлаженной экономикой.

Помимо производственных вопросов, в течение ближайших лет для нормальной эксплуатации авианосца, а тем более 3-6 таких кораблей, которые предполагается ввести в состав флота, необходимо также решить вопросы их базирования, обеспечения, сопровождения, вопросы подготовки и расквартирования тысячных экипажей, и многие другие.

Только при решении этих задач в комплексе и единовременно, программа строительства авианосцев будет иметь шансы на успех.

 


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Facebook Опубликовать в LiveJournal Tweet This


Оглавление   |  На верх

Оглавление        Вернуться к Статье

Left
Right
Тема страницы:

Перспективный срисованный авианосец для ВМФ России: Новости военно-морских флотов

Статьи
Новости военно-морских флотов
Вход
Логин:

Пароль:


Запомнить меня
Вам нужно Авторизоваться.
Забыли Пароль?
Регистрация
Книга Памяти
Электронная Книга Памяти украины
На Сайте
Гостей: 2
Пользователей: 0


Гибкий кирпич на сетке на http://novie-tehnologii.ru.