ВВМУРЭ им. А.С.Попова. Санкт-Петербург. 1-й факультет. Сайт выпускников 1987 года.
 
Навигация
Поиск
Рассылка



Отписаться
Статистика
Статьи

Так все-таки возвращаемся к морской умнице "Синеве"?

Автор: Геннадий Нечаев
Источник: www.vz.ru
Добавлено: 2009-08-18 01:15:10

Деловая газета "Взгляд" статья от 14 августа 2009 г.

Возвращение к «Синеве»

Появились первые сигналы о том, что проект новой баллистической ракеты «Булава» может быть закрыт

Поистине сенсационное заявление сделал в пятницу источник в ракетно-космической отрасли. Он сообщил, что в случае дальнейших неудач с запусками разрабатываемой морской стратегической ракеты «Булава» ее могут заменить на уже давно принятую на вооружение «Синеву». Ранее все официальные и неофициальные источники категорически заявляли о необходимости во что бы то ни стало продолжать работы над «Булавой». Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться, к каким последствиям приведет изменение этой позиции.

ВМФ рассматривают вопрос об оснащении новейших подводных ракетных крейсеров стратегического назначения (РПКСн) ракетными комплексами «Синева», если испытания комплекса «Булава» окончатся неудачно, – сообщил в пятницу агентству «Интерфакс» источник в источник в ракетно-космической отрасли.

Речь идет об изменении проекта уже строящихся субмарин класса «Борей». И если такая ротация произойдет, это будет означать не внесение частных изменений в существующий проект, а фактически полное перепроектирование кораблей.

По словам источника, «Синева» – самая вероятная альтернатива «Булаве». Если неудачи с «Булавой» не прекратятся, эта программа, скорее всего, будет приостановлена, и начнется перепроектирование строящихся ракетоносцев проекта «Борей» под «Синеву».

«Процедура эта обойдется дорого, но более приемлемого варианта в случае такого развития ситуации просто нет», – заявил собеседник агентства.

Таким образом, по утверждению источника, в качестве альтернативы ракетному комплексу Р-30 3М30 «Булава-30», летные испытания которого проходят с большим трудом, для вооружения подводных ракетоносцев проекта 955 «Борей» предлагается находящийся на вооружении и производимый серийно комплекс Р-29РМУ2 «Синева». Этими БРПЛ вооружены или перевооружаются в настоящее время РПКСн проекта 667БДРМ «Дельфин».

Казалось бы, решение самое логичное. Чего проще: заменить неудачный комплекс на отработанный и прекрасно зарекомендовавший себя в эксплуатации. Достоинства «Синевы» признают даже зарубежные эксперты. Так, авторитетное издание Jane’s два года назад назвало эту ракету «шедевром морского ракетостроения». Но даже смена калибра орудия на танке влечет порой такую гору связных изменений, что в результате получается совершенно новая машина. В случае со стратегическим комплексом сложности возрастают на порядки. Принципиальным моментом становится цена вопроса.

В случае модернизации под новый комплекс у стратегической субмарины, как правило, вырезается ракетный отсек и встраивается новый, после чего производится монтаж новых систем. В случае «рокировки» «Булавы» на «Синеву» эта непростая задача усложняется в разы. Дело в том, что ракета Р-29РМУ2 – жидкостная, тогда как 3М30 – твердотопливная. Несмотря на то, что жидкое топливо в таких ракетах находится в герметичных капсулах, эксплуатация подобных ракет требует принципиально иных систем, которых на «Бореях» нет.

Второй принципиальный момент – геометрические размеры ракет. «Синева» почти на три метра длиннее «Булавы». Ее ракетные шахты просто не впишутся в габарит корпуса лодки. Его придется надстраивать «горбом», как на «Дельфинах». Но в таком случае идут к черту все расчеты шумности корабля, а ведь корпус не в последнюю очередь проектируется исходя и из этого параметра. Кроме того, запас устойчивости подводных кораблей и без того не велик, и при механическом увеличении высоты корпуса лодка может просто перевернуться. Меры по предотвращению такой возможности так же потребуют внесения кардинальных изменений в исходный проект, читай – проектирования нового корабля.

Таким образом, закрытие проекта «Булава» вызывает как минимум большие сомнения. Возможно, ракету все же стоит довести до ума. Но сделать это грамотно, а не «новаторскими» методами, предложенными в свое время (начало и середина 1990-х годов) председателем Морского научного комитета контр-адмиралом Л. Г. Сидоренко и поддержанными тогдашним заместителем главкома ВМФ по вооружениям адмиралом Ф. И. Новоселовым, который, к слову, и был инициатором закрытия на выходе готового изделия удачно развивавшейся ГРЦ им. Макеева темы «Барк» и создания с нуля комплекса «Булава» в «сухопутном» НИИ теплотехники.

Начнем с того, что при создании БРПЛ первые пуски изделий проводятся с наземного стенда, как у обычных баллистических ракет. На этом этапе производится отработка двигателей и прочих систем, ответственных за нормальный полет изделия в воздушной среде. Следующий этап проводится на погружаемом плавучем стенде: тут изучается поведение ракеты на подводном участке траектории. И только после этого идут натурные испытания с корабля с глубоководными погружениями.

Все подобные стенды в России есть. Однако впервые в практике испытаний баллистических ракет морского базирования их решили проводить непосредственно сразу, без стендов, непосредственно с подводной лодки, переоборудовав для этого АПЛ «Дмитрий Донской». Ответственность за это решение в значительной степени несет и бывший командующий ВМФ России адмирал Куроедов.

«Незлым, тихим словом» следует помянуть и тех, кто все эти годы принимал решения о сокращении и даже полной ликвидации аппарата военных представительств на предприятиях, поставляющих технику как для ракет, так и для подводных лодок. Ведь часть неудачных пусков, как известно, произошла по причине поставки некачественных комплектующих, которые военпреды не пропустили бы.

Таким образом, на ветер (ведь «Булава» до сих пор не летает: из одиннадцати испытательных пусков успешным признан только один) брошены миллиарды. Это существенный аргумент для того, чтобы закрыть программу. Однако, возможно, переделка ракетных комплексов на «Бореях» обойдется еще дороже, чем попытка довести «Булаву» до ума.

Между тем масштаб провала «Булавы» соизмерим с чернобыльской катастрофой.

К скромному миллиарду долларов (25–30 млрд. руб.) на НИОКР ракеты, 23 млрд. руб. на строительство безоружного «Юрия Долгорукого», затратам на новую инфраструктуру базирования следует добавить фантастическую цену ошибки, равной преступлению, – закрытию НИОКР по Р-39 УТТХ «Барк», варварского разоружения и вывода из боевого состава флота ракетоносцев проекта 941 системы «Тайфун» и утраты Россией технологий морского твердотопливного ракетостроения.

Уход в отставку главкома РВСН, равно как и тюремное заключение директора ЧАЭС, всего лишь наказание непричастных. Иных виновников разгрома МСЯС вроде бы как и нет...

 

Справка о ракете Ледяная «Синева», Р-29РМУ-2

В середине 2009 г. случился переполох. Две стратегические атомные подводные лодки, находясь в районе Северного полюса, внезапно взломали паковые льды корпусом и из подводного положения произвели запуски баллистических ракет «Синева». Обе они успешно поразили цели на полигонах Кура на Камчатке и Чижа в Белом море.

насчитывается 7, каждый из них несет 16 ракет. Они являются основой морской составляющей пресловутой «ядерной триады». По крайней мере, пока в строй не вошли подлодки нового поколения, проекта 995 «Борей», на которых должны размещаться пресловутые ракеты «Булава».

Основные ТТХ ракеты Р-29РМУ-2: стартовая масса 40,3 т; забрасываемая масса 2,8 т; число ступеней – 3; длина 14,8 м; диаметр 1-й и 2-й ступеней 1,9 м; диаметр 3-й ступени 1,85 м. Максимальная дальность стрельбы – 8300 км; точность (круговое вероятное отклонение) – 500 м.

Смущение мирового сообщества можно понять: наш ВМФ продемонстрировал возможность нанести удар из той области мирового океана, которая особенно трудна для отслеживания, и откуда время подлета к цели существенно меньше, чем из более низких широт. Можно понять и негодование.

Попробуем в общих чертах рассказать о том, что за ракета такая «Синева», и как она устроена.

«Синева», или говоря по-военному, Р-29РМУ-2 (РСМ-54) – трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования, работающая на жидком топливе и способная нести от 4-х до 10-ти разделяющихся боеголовок индивидуального наведения.

 

Предыдущая версия

Это новая модификация ракеты Р-29РМ, разработка которой началась в 1979 г. в КБ имени Макеева (в те годы здесь работал еще сам легендарный конструктор Виктор Макеев), для запуска с корабельного ракетного комплекса Д-9РМ.

Тогда перед разработчиками стояла задача создать МБР с максимальными ТТХ при условии внесения минимальных изменений в конструкцию самой подводной лодки. Поэтому значительная часть решений была заимствована от ракеты предыдущего поколения, двухступенчатой Р-29Р (РСМ-50). Однако не стоит думать, что новая ракета стала просто модификацией старой.

Это – существенно новый продукт, получивший три ступени, оснащенный высокоточной астрорадиоинерциальной системой управления, и так далее. В сравнении со своей предшественницей, она стала почти на 5 тонн тяжелее, а масса забрасываемого груза повысилась в 1,5 раза; немного возросла и максимальная дистанция полета. Размеры ракеты увеличились совсем немного, что позволило сохранить те же размеры пусковой шахты. Важно и то, что ракета изначально готовилась для стартов из арктических широт.

В строй она была принята в 1986 г. и стала размещаться на подводных стратегических крейсерах проекта 667 «Дельфин». Сегодня этих кораблей в составе ВМФ России

 

Последний штрих

Работу над новейшей модификацией, которая и получила название «Синева», начали в 1999 г. В новой модификации слегка изменились размеры ступеней, повышена устойчивость к воздействию электромагнитного импульса, установлен новый комплекс средств преодоления ПРО, система спутниковой навигации. Система управления базируется на новом вычислительном комплексе «Малахит-3». Для новой модификации были созданы и новые боевые блоки «Станция» и «Станция-2». Немецкие специалисты назвали ее «шедевром морского ракетостроения».

Корпус ракеты цельносварной, из алюминиево-магниевого сплава. Маршевые жидкостные двигатели первых двух ступеней утоплены в топливных баках ракеты. Двигатель первой ступени состоит из двух блоков: однокамерного основного и четырехкамерного рулевого. Управление обеспечиваются поворотом камер сгорания рулевого блока. Двигатели второй и третьей ступеней – однокамерные.

Корпус второй ступени состоит из бака окислителя и бака горючего, переднее днище которого выполнено в виде конуса. В его нише и размещаются боевые блоки и двигатель третьей ступени. Здесь же находится приборный отсек с системой управления, включающей аппаратуру коррекции траектории полета. Коррекция ведется по измерениям координат навигационных звезд и по информации навигационных спутников. Разделение ступеней осуществляется системой детонирующих зарядов.

 

Результаты

Старт ракеты может проводиться на ходу подводной лодки, в любом направлении относительно него, и из подводного положения (с глубины до 55 м), на скорости до 6-7 узлов (до 13 км/ч). Подводный крейсер способен дать залп одновременно всеми 16-ю ракетами. Кстати, хотя каждая из них, в соответствии с международными соглашениями, оснащается лишь 4-мя боеголовками, в принципе можно увеличить это число до 10-ти. Такая модификация была успешно испытана.

Впрочем, и с 4-мя боеголовками залп каждого из 7-ми таких подводных ракетных крейсеров отправляет в стан противника невероятный удар. Это 64 боеголовки, в каждой из которых по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, и каждая способна уничтожить крупный город. Для сравнения: крейсера I Мировой несли на борту заряд в 40-50 тонн.

По официально заявленным ТТХ, максимальная дистанция полета составляет 8,3 тыс. км (при точности в 500 м), однако на испытаниях в октябре прошлого года была продемонстрирована возможность стрельбы и куда дальше – до 11,5 тыс. км. Это, кстати, даже дальше, чем у самых дальнобойных американских МБР Trident II(11 тыс. км).

Получается, что оснащенные «Синевой» подлодки могут наносить удар, к примеру, по центральным штатам США, даже не покидая причала. Такую мощь непросто даже представить: головная часть весит 2,8 т, и это, фактически, означает, что ракета за минуты забрасывает тяжелый внедорожник на противоположную сторону планеты. По этой характеристике – отношению собственной массы к массе забрасываемого груза – «Синева» является мировым рекордсменом.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Facebook Опубликовать в LiveJournal Tweet This


Оглавление   |  На верх

Оглавление        Вернуться к Статье

Left
Right
Тема страницы:

Так все-таки возвращаемся к морской умнице "Синеве"? : Новости военно-морских флотов

Статьи
Новости военно-морских флотов
Вход
Логин:

Пароль:


Запомнить меня
Вам нужно Авторизоваться.
Забыли Пароль?
Регистрация
Книга Памяти
Электронная Книга Памяти украины
На Сайте
Гостей: 0
Пользователей: 0