ВВМУРЭ им. А.С.Попова. Санкт-Петербург. 1-й факультет. Сайт выпускников 1987 года.
 
Навигация
Поиск
Рассылка



Отписаться
Статистика
Статьи

Кризис рвет на части кораблестроительную программу России. Приговор БПК "Керчь"

Автор: Сергей Ищенко
Источник: Инет
Добавлено: 2015-01-14 05:52:11

Кризис рвет на части кораблестроительную программу России

13 января 2015 года 06:15 | Сергей Ищенко

 

Перед самым Новым годом в Министерстве обороны России приняли важное для Черноморского флота решение: пострадавший от пожара в одном из кормовых помещений большой противолодочный корабль БПК «Керчь» (проект 1134Б, шифр «Беркут-Б) будет утилизирован. Приговор окончательный и будет приведен в исполнение уже в 2015 году.

Многие моряки до последнего надеялись, что этого не произойдет. Тем более, что повреждения от огня, вспыхнувшего 4 ноября 2014 года, были не столь уж значительными. Мало того. Именно в ноябре завершился полугодовой восстановительный ремонт «Керчи», на который угроханы немалые деньги. И казалось - в 40-летний корабль вдохнули новую жизнь. Но не тут-то было, ни единой мили только что отремонтированному кораблю больше не суждено пройти самостоятельно. В Москве сочли, что средства, которые пришлось бы затратить на новое восстановление этого БПК, рациональней перебросить на строительство новых кораблей для черноморцев.

Что ж, в логике тут не откажешь. Хотя прежде, чем поговорить о том, что получит, а чего лишится в итоге Черноморский флот, заметим, что последним оставшимся в строю «Беркутам-Б» вообще как-то хронически не везло с ремонтами. Собственно, к 2010 году из семи таких кораблей, построенных еще в советские годы, на плаву оставались всего два. Оба – в Севастополе. Кроме «Керчи» еще БПК «Очаков». Но с тем вышло еще печальней.

Поставленный в ремонт еще в 1991 году, «Очаков» простоял у заводской причальной стенки завода имени Орджоникидзе аж 17 лет. Причина – крайне неритмичное финансирование. Тем не менее, всего в этом бесконечном ремонте в морские волны суммарно были выброшены 62 миллиона долларов (в пересчете с наших рублей, слишком часто менявших в те годы свой курс).

В 2008 году эту канитель самым варварским способом прекратил министр обороны Анатолий Сердюков. Он приказал отправить «Очаков» в переплавку. Корабль в ожидании освобождения промышленных мощностей на годы поставили в отстой в Инкермане. Кто ж знал, что обезлюдивший и обездвиженный БПК, с которого давно спустили Андреевский флаг, еще послужит Отечеству?

Его час пробил в ночь с 5 на 6 марта 2014 года. Именно тогда понадобилось срочно заблокировать в озере Донузлав под Евпаторией 5-ю бригаду надводных кораблей ВМС Украины, которая вполне способна была помешать «русской весне» в Крыму. К донузлавскому фарватеру списанный «Очаков» скрытно доставили российские буксиры. И бережно уложили его на песчаное дно, наглухо закупорив выход из украинской военно-морской базы. 5-я бригада оказалась в ловушке и скоро сдалась без единого выстрела. А «Очаков» через несколько месяцев подняли на поверхность и вернули туда, откуда взяли – в Инкерман. Дожидаться разделки на металл.

Очень многие надеялись, что хотя бы «Керчь» избежит участи старшего собрата. Аргументов в пользу такого решения было два. Первый несколько лет назад высказал первый командир «Очакова», а ныне советник начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ адмирал Игорь Касатонов: «Если в этих условиях флот потеряет еще хотя бы один большой корабль, без всякого сомнения, начнутся необратимые процессы. При этом отмечу: кораблей океанской зоны Россия для себя сегодня не строит».

Второй аргумент – в некоторой степени следствие первого. На сегодня в составе Черноморского флота осталось всего два корабля крейсерского первого ранга – все та же «Керчь» и гвардейский ракетный крейсер «Москва». По одним данным в конце 2015, а по другим – в 2016-м, не останется ни одного. Потому что с «Керчью», судя по всему, все уже ясно, а «Москва» к тому времени уйдет в Северодвинск на ремонт и модернизацию. Случится это сразу после того, как место у северодвинской заводской стенки освободит ракетный крейсер Северного флота «Маршал Устинов», который уже заканчивает эту процедуру.

Что все это означает? А вот что. Скорее всего, уже в конце нынешнего года в составе Черноморского флота не останется ни одного крупного боевого надводного корабля. А это, в свою очередь, резко ослабит возможности нашей и без того хилой Средиземноморской эскадры. Она ведь на Севастополь, главным образом, и опирается. И в случае экстренного обострения обстановки подкрепления может ожидать только оттуда. С Балтики и с Севера топать в теплые края слишком долго.

Мелочевка вроде стареньких сторожевых кораблей проекта 1135 «Ладный» (месяц назад вернулся в состав сил постоянной готовности после среднего ремонта) и «Пытливый» сути дела не меняет. В силу моральной устарелости к ударным их можно отнести лишь с огромной долей условности. А больше у севастопольских 12-го и 14-го причалов вообще ничего нет. Разве что большие десантные корабли. Но они-то построены для совсем иных дел.

Полагаю, именно от осознания этой безысходности главное командование ВМФ и спланировало в начале осени прошлого года совсем уж экзотическую, но коротенькую по времени операцию: выход на боевую службу в Средиземноморье ракетного корабля на воздушной подушке (РКПВ) «Самум». То есть ни «Самум», ни его собрат по проекту 1239 «Бора» в жизни не заглядывали за Босфор. Десятилетиями их операционной зоной было только закрытое Черное море. А все потому, что автономность слишком мала – всего 10 суток. То есть тактика боевого применения проста как штык: нанес по врагу удар сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Москит» и, не дожидаясь ответа, на скорости порядка 100 километров в час нырнул в родную базу. А в Средиземном надо месяцами стоять на якорях и от штормов прятаться некуда. А от врага – тем более.

Но вот же стало понятно, что через считанные месяцы черноморцам может быть вообще нечем поддержать наше оперативное соединение за Босфором. Оттого «Самум» впервые за 22 года его жизни и отправили затыкать стратегическую пробоину. На пробу. Но угроза американским авианосцам, по правде сказать, оказалась хилая. По причине все той же малой автономности.

Существует ли в ближайшей перспективе хоть какой-то шанс изменить этот расклад? Нас уверяют: да! На подходе серия новых фрегатов проекта 11356, которые спешно строятся для Черноморского флота на заводе «Янтарь» в Калининграде. Корабли вполне современные, с ударным ракетным комплексом «Калибр» (боекомплект 32 ракеты), способным с дистанции 375 километров поражать надводные, а с 2700 километров - и наземные цели.

У этих фрегатов будет мощная ПВО. Зенитный ракетный комплекс «Ураган-Торнадо» из вертикально расположенных пусковых установок способен осуществлять пуски ракет 9М317М с интервалом всего в 2 секунды. Эта скорострельность в шесть раз выше, чем у тоже не очень старого прежнего корабельного ЗРК «Ураган».

А еще – 100-миллиметровая автоматическая артустановка, противолодочный вертолет Ка-27, торпедные аппараты. Ну, и много прочих новинок. Словом, то, что нужно Средиземноморской эскадре! Только когда черноморцам ждать этого усиления?

Первый фрегат «Адмирал Григорович» уже проходит швартовные испытания. В море выйдет, видимо, в феврале-марте после докования и размагничивания. В Севастополю его ждут к лету.

Второй – «Адмирал Эссен» достраивают на плаву. Говорят, и он может добраться до Севастополя в конце 2015 года.

На третьем, «Адмирале Макарове», завершили монтаж силовой установки.

На этом победная песнь завершается и начинается военно-морская проза. Во-первых, «Адмирал Григорович» по первоначальным планам уже давно должен был бороздить Черное и Средиземное моря. Потому что флот ждет его с 2010 года. А «Адмирала Эссена» - с 2011-го. И далее по списку. Но сроки постоянно переносятся по вине калининградских смежников, которые тянут с поставками оборудования и вооружений. Не исключено – будут перенесены на более поздние и те сроки, что мною уже названы.

Далее. По замыслам Минобороны, эта серия фрегатов должна была состоять из шести кораблей. Сегодня уже объявлено, что в гособоронзаказе решено оставить лишь пять. Очевидно, из-за проблем с военным бюджетом.

Наконец, не все ясно и с оставшимися пятью кораблями. Потому что вмешалась большая политика. Украинский завод «Зоря-Машпроект» (город Николаев) успел поставить в Калининград двигатели всего для трех фрегатов. Далее, как известно, все отношения в военно-технической области с этой страной оказались прерванными. И теперь совершенно неясно, чем снаряжать оставшиеся в постройке корабли («Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин»).

Уже понятно, что замену украинским двигателям придется искать в России. По словам гендиректора разработавшего фрегаты проекта 11356 Северного проектно-конструкторского бюро Владимира Спиридопуло, рыбинское НПО «Сатурн», которому, скорее всего, и придется спасать положение, выдвинуло два предложения. Первое – поставить на «Адмирала Бутакова» и «Адмирала Истомина» по два двигателя М90ФР мощностью по 27 тысяч лошадиных сил. Такие уже устанавливают на строящиеся в Санкт-Петербурге более мощные фрегаты другого проекта - 22350 типа «Адмирал Горшков». Эти двигатели «Сатурн» уже освоил.

Второе предложение: приспособить для оставшихся калининградских «адмиралов» новые сатурновские двигатели М70МФРУ, создававшиеся для совсем других кораблей и судов. Но у тех силовых установок возможности намного скромнее. И тогда, чтобы сохранить их общую мощность, а значит, и скорость хода корабля, в каждый такой фрегат придется втискивать не по два, а по четыре агрегата.

У каждого из вариантов, как минимум, по три серьезнейших минуса. Во-первых, из-за различных габаритов силовых установок неизбежны крупные конструктивные переделки внутрикорабельного пространства. Как следствие – удорожание в строительстве.

Во-вторых, разные двигатели фрегатов одной серии повлекут за собой увеличение эксплуатационных расходов и последующих ремонтов на флоте.

В-третьих, переделка потребует много времени. Уже сегодня рыбинцы обещают поставить новые двигатели в Калининград не ранее 2016-2017 годов. Выходит, корабли доделают еще позже. Если вообще доделают.

Поэтому что-то подсказывает мне, что из-за острейшего финансового кризиса, который только начинается в стране, дело на калининградском заводе может тремя фрегатами проекта 11356 и ограничиться.

Это, конечно, лучше, чем ничего. Но и Черноморский флот, и Средиземноморскую эскадру подкрепит несильно. Пока картина маслом здесь такова. За все 23 «послесоветских года» пополнение черноморцы получили такое: всего один боевой корабль – морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин». А еще четыре катера: три противодиверсионных типа «Грачонок» и один десантный типа «Серна». Ни один из них для действий в Средиземном море не предназначен. Поэтому так жалко «Керчь».

 


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Facebook Опубликовать в LiveJournal Tweet This


Оглавление   |  На верх

Оглавление        Вернуться к Статье

Left
Right
Тема страницы:

Кризис рвет на части кораблестроительную программу России. Приговор БПК "Керчь": Новости военно-морских флотов

Статьи
Новости военно-морских флотов
Вход
Логин:

Пароль:


Запомнить меня
Вам нужно Авторизоваться.
Забыли Пароль?
Регистрация
Книга Памяти
Электронная Книга Памяти украины
На Сайте
Гостей: 3
Пользователей: 0